Три с половиной или даже четыре года я провел в виртуальном мире этой окаянной игрушки. Сколько сил она из меня высосала, сколько бессонных ночей подарила – уму непостижимо. Но я справился. Переборол себя. Перестал играть. И сейчас, Lineage II, я могу тебе это сказать, пусть и постфактум – ты чудовище. Притягательное, но чудовище. Правда, время твое уже давно ушло, и силы твои уже не те. Ты спеклась, признай это. Но свято место пусто не бывает. Тебе грядет замена. Громогласная замена, кричащая, яркая. Она – твой виртуальный синоним с тремя знаками плюс. Она похожа на тебя, у вас есть схожие черты. И удивляться не нужно. У вас общий родитель – Джейк Сонг. Забавно, Lineage II, согласись? Он тебя породил, он тебя и убьет. Не своими руками, а силами своего детища – ArcheAge. Уже не ты, а творение XL Games вызывает удивление. Уже не ты, а ArcheAge тревожит неокрепшие души. Вот так, Lineage II. Ты порабощала сердца, пленяла разум и сводила на нет силу воли. Ты была настоящим демоном в мире MMORPG. Когда-то. Но теперь ты находишься в тени своей сводной сестрицы. Она – лучше тебя во многом. И это. Если честно. Пугает.
Как всем известно, в прошлый четверг стартовал закрытый бета-тест русскоязычной версии ArcheAge. Этого дня ждали многие: как пионеры-первопроходцы, открывшие для себя игру еще в ту незапамятную пору, когда шло тестирование на корейских серверах, так и рядовые поклонники жанра MMORPG, решившие взглянуть на новое южнокорейское чудо. Да, кто-то может сказать, что ArcheAge – это лишь еще одна “раскосая” MMORPG в череде многих, где все отдано на откуп тупому “гринду” – корейцы же все делали, они иначе и не могут, – а весь смысл, как и раньше, зиждется на трех разжиревших азиатских китах: прокачке до максимально возможного уровня, получении лучшего шмота и последующем натягивании глаз оппонентов на всякие интересные места. Тут хочется возразить, но стоит ли? Страждущий да обрящет, и если игрок того желает, то с легкостью найдет в ArcheAge и нудный “гринд”, и кач ради кача, и многие другие, присущие многопользовательским ролевым играм вещи. Но продукт творчества XL Games – это не просто MMORPG, а самая настоящая “песочница”, где даже у неисправимого манчкина мечта стать самым большим и толстым может отойти на второй план. Удивительно, правда и факт.
История возникновения вселенной ArcheAge в меру запутана, и если скукожить эпос до размера одного предложения, получается примерно следующе: жили-были Боги, а вместе с ним и разные расы, но потом случилась война вкупе с другими нехорошими вещами, и в результате один из трех известных континентов стал непригодным для жизни, а остальные два поделили между собой представители четырех больших рас. В нынешнюю игровую эпоху на западном материке живут эльфы и европеоидного вида люди-нуиане, на восточном тусуются и терпят друг дружку “азиаты” харнийцы и племена кочевых кошек ферре, а на северном, где когда-то произошел глобальный катаклизм, здравствуют и плодятся в основном всякие монстры. Прочий мир – это небольшие островки и мировой океан, который, к слову, является полноценной игровой территорией. Только для начала кораблик надо построить или хотя бы весельную лодку где-нибудь скрасть, а то на одних конечностях далеко не уплывешь.
Но лодки и корабли – они где-то там, на относительно высоких уровнях, и думать о них пока что рано. Для начала же просто определяемся, кем бы будем играть, в чьей личине землю бренную будем топтать. Выбрать своего протеже можно из числа всех вышеупомянутых народов, каждый из которых обладает специфическими свойствами. Мохнатые ферре – человекоподобные кошки – могут падать с больших высот без опасения быть превращенным в заготовку для шаурмы, эльфы – те умеют задерживать дыхание под водой как никто больше, а няшные харнийцы просто замечательные травники и лесорубы – работают с усердием китайских крестьян из провинции Хэйлунцзян. И вот, мы присмотрели себе расу, выбрали пол (господи, как у нуианок сиськи-то трясутся, будто и не сиськи, а желе), начинаем экспериментировать с внешностью. На первый взгляд кажется, что с кастомизацией все “ок”, и к нашим услугам – кучи параметров и ползунков для создания уникальной рожицы. Беда лишь в том, что все рожицей и ограничивается – тело никак не трансформируешь, увы. Хочу, понимаете ли, пухлого ферре создать, а мне не разрешают. Обидно. Наконец, финальный аккорд – выбор специализации. Изначально их шесть: воин, маг, целитель, лучник, мистик (этакая смесь некроманта и саммонера) и DD’шник – стандартный набор каждой уважающей себя MMO. Даже немного скучно, но это лишь пока – дальше все становится куда интереснее.
Дело в том, что в ArcheAge классовая принадлежность – понятие весьма размытое. Да, поначалу приходится бегать, будучи тем же лучником или “мелишником”, но только до той поры, пока нам не предложат выбрать еще две специализации вдобавок к первой. Причем происходит это не на 20-ых или 40-ых уровнях, да и то лишь после выполнения какого-нибудь вымораживающего квеста, а практически сразу – пока мы и пороху толком не нюхали. И выбирать уже есть из чего – вдобавок к шести базовым классам добавляются еще четыре. Скомбинировав три специализации, мы получаем совершенно уникального бойца. Лично я навесил на своего лучника боевую магию и обучил его ближнему бою, создав класс “Разрушитель”. А что, удобно – ты расстреливаешь врага с дальней дистанции, а когда он до тебя добирается, бьешь тому по хребтине огромным топором, и все – дело сделано. Всего же в ArcheAge можно создать порядка 120 различных комбинаций, и каждая из них получит свое уникальное название – от “Вивисектора” и “Потрошителя” до “Эскулапа” и “Магистра”. И самое интересное, что игра не следует правилу “Попробовав раз, ем и сейчас” – специализации можно в любой момент перетасовать у специальных обелисков, если старые умения по каким-то причинам нас уже не устраивают.
Но даже до выбора специализаций должен пройти час-другой, а сейчас у нас только и есть, что первый уровень на табло и дыра в кошельке. Но мы амбициозны и целеустремлены, в глазах горит огонь, а сердце жаждет приключений. Идем бить зайцев и оленей, это же так интересно! А вы как думали? Начальные локации – они и в ArcheAge начальные локации. Здесь мы приобретаем базовые навыки, учимся сражаться и берем свои первые задания, в том числе и сюжетные. Забавно, но каждый игрок, независимо от того, от лица какой расы он выступает, является Избранным – и только он может спасти этот мир от какой-нибудь страшной напасти, грозящей бедами всему сущему.
Линии повествования, представленные в ArcheAge,отличаются друг от друга, и нести добро во вселенную игры приходится разными способами. Предлагаемые игрокам истории воображение не поражают, но внимание все равно приковывают. Лично я первые 11-12 уровней только тем и занимался, что сюжет мусолил – таки увлекся похождениями прямоходящей кошки. И когда вернулся на малую родину, даже немного расстроился – мобы дохли с нескольких ударов, опыта и хабара за них давали мало, а выполнять низкоуровневые квесты – кучи их – было уже бессмысленно. Но это не так уж и страшно. Побочные задания, доступные всем расам – не самое лучше, что есть в игре, и если пропустишь их по каким-то причинам, вселенная не рухнет и Кракен из морских пучин не выползет. Да, некоторые миссии сопровождаются красочными видео-вставками на движке игры, а какие-то даже хвастаются качественным содержанием, но все же 80% заданий – это стандартные “подай-принеси” и убей-завали” без особых изысков. Из массива подобных миссий выделяются разве что обучающие квесты, рассказывающие о различных игровых механиках. Вот их-то пропускать строго не рекомендуется, иначе незнание базовых основ обязательно аукнется в будущем – захочешь салат из омаров сделать, а не сможешь по причине тотальной профнепригодности.
Мир ArcheAge – огромный, открытый и разнообразный. Пустыни в нем соседствуют с прериями, локации с умеренным климатом перемежаются тропиками, горы переходят в равнины, а те уступают место болотам. Плюс океан, острова и северный континент. Конечно, исследовать все и сразу не выйдет – в инстансы без нужного уровня не пустят, изучить окрестные моря на предмет чудес без кораблика не получится, впрочем, как и переместиться на другой континент – специальные камни, отвечающие за мгновенные межматериковые скачки, пока просто не работают. Но гулять в пределах своего родины можно без каких-либо ограничений, и даже этого пространства, вы уж поверьте, вам на первое время хватит с лихвой. Но есть одно “но”, и тут уже в дело вступают особенности отечественного ЗБТ – не знаю, как там дела обстоят с западным континентом, но на восточном пока доступны не все локации – закрыты сразу четыре региона, причины не объясняются.
Чтобы добраться из одного конца континента в другой, нужно потратить минут тридцать игрового времени, да и то лишь в том случае, если передвигаешься не на своих двоих. В качестве относительно скоростного транспорта выступают курсирующие по расписанию дилижансы и дирижабли, но на них материк не пересечешь – без пересадок, по крайней мере. Лучше уж воспользоваться услугами ездовых животных, коих в ArcheAge немало – свыше десяти видов: от рядовых лошадок до невообразимого вида гадин. Скакуны, как и их хозяева, постепенно прокачиваются в уровне и обзаводятся боевыми умениями, причем прокачка идет не за счет убийства мобов, а просто так – сидишь на загривке коня или любого другого маунта, скачешь себе, скачешь, а тем временем твоему боевому товарищу опыт капает. Хотя ездовые твари – они боевые лишь относительно: для сражений больше подходят специальные петы. Что еще может способствовать ускоренному передвижению персонажа, так это глайдеры – планеры с жутко неудобным управлением, которые ведут себя хорошо лишь в том случае, если прыгнуть с горы или хотя бы с высокого холма. Также не стоит забывать и про корабли, но на них, как можно понять, по земле особо не покатаешься – тут морские просторы надобны.
Исследование окружающего мира, выполнение сюжетных квестов, поголовное истребление мобов в лесах, горах и долах – все это важно, но зацикливаться лишь на этих делах не следует – может быстро надоесть. А чем же тогда промышлять? Как я уже говорил в самом начале статьи, ArcheAge – это sandbox, “песочница” со всеми вытекающими. Одних только занятий мирного характера – десятки. Можно заделаться заядлым огородником и выращивать овощи и фрукты, или же стать скотоводом и разводить курей, гусей и коров; можно добывать руду, рубить деревья и ловить рыбу, заниматься книгопечатанием, алхимией или инженерным делом, перевозить грузы на осликах и торговать, строить дома, фазенды, морские фермы и неоднократно уже упомянутые корабли, и это далеко не полный список присутствующей в ArcheAge вкуснятины. Многие из вышеописанных дел доступны игрокам практически сразу после начала игры, но некоторые по зубам только высокоуровневым игрокам. Та же постройка дома – дело в крайней степени хлопотное: ты и кучу ресурсов должен собрать, и рецепт нужный приобрести, а он покупается исключительно за древнюю валюту, доступ к которой для новичков сильно ограничен. А потом еще и налоги платить нужно, и воров гонять, и мебель покупать по цене шмота "ньюбая", помноженной на 100 – не будет же хозяин на голом полу спать, негоже.
Если гражданская деятельность не прельщает, ковыряние в огороде вкупе с разведением гусей не радует или же просто надоедает, можно взять в руки оружие и пойти кому-нибудь накостылять. Хотя ArcheAge и делает глубочайший реверанс в сторону поклонников мирного времяпровождения, проект Джейка Сонга не лишен продвинутой PvP-составляющей. Можно даже сказать, что он под нее и заточен, ориентирован на то, чтобы игроки били друг другу морду, и били ее всегда и везде: в PvP-инстансах и за их пределами, в локальных войнах и противостояниях между глобальными фракциями, во время больших осад и маленьких дуэлей. Чтобы рвали всех на суше, на море и в воздухе, причем не только врагов, но и своих. Да, в ArcheAge, как и в той же “Линейке”, присутствует PKing, но в более продвинутом варианте. Вот уложил ты своего собрата по оружию, набил себе дурной кармы, помер от руки другого персонажа – милости просим в камеру предварительного заключения, где над тобой будет вершиться суд усилиями пятерых присяжных из числа игроков. Кстати, в тюрьму можно угодить и за более мелкие преступления – например, за воровство курей или огородной репы. Пока ни о какой объективности суда пока и речи быть не может – каждое подобное мероприятие превращается в форменную клоуанду с улюлюканьями и ржаками, и все подсудимые, за редким исключением, отправляются грустить за решетку на срок от десяти минут до часа и более.
Осады в ArcheAge пока отсутствуют, морские поединки ведутся, но без особого размаха, так что свою жажду крови игроки в основном утоляют за счет обоюдного истребления на полях сражений. На карте периодически возникают очаги напряженности, и если мы попадаем в регион, помеченный красным цветом, добра ждать не приходится – враги имеют полное право накостылять нам по самое не балуй, и отговорки а-ля “Я сам не местный, за бревнышкам вот пришел, пощадите” здесь редко когда помогают. Но даже в межфракционной войне есть место благородству – однажды мимо меня пробежала в 15-20 высокоуровневых всадников с недружественной стороны, все злые, как черти, ругаются, а я – легкая добыча дай бог 6 “лэвэла”. Что удивительно, не тронули – пожалели и дальше поскакали, но от неожиданности я случайно активировал макрос дальней стрельбы. Самое обидное, что даже цель не определил, но атака все равно прошла – попал точно в спину замыкающему бойцу. Почти non-target, ежики зеленые. Но никакого “нон-таргета” в ArcheAge, разумеется, нет, а есть стандартная для MMORPG система “выделил врага – использовал умение – убил врага”. Описанное ранее исключение не в счет – это уже внутриигровые заморочки. Зато есть система комбо-ударов, причем весьма неплохая. Если использовать имеющиеся в активе умения в предложенном игрой порядке, враги мрут в полтора, а то и в два раза быстрее обычного. Почитать, что с чем взаимодействует, можно при наведении на тот или иной скилл в окне навыков.
К слову, о почитать. За что следует похвалить отечественного издателя, так это за качественную локализацию всего и вся в игре. За десятки часов я не встретил ни единой ошибки или помарки, ни одного морфологического косяка. Единственное, что вызывает определенные вопросы, так это диалоговое окно – шрифт просто огромен. Срочно менять. И раз речь зашла об издателе, следует сказать пару слов о “поощрении компании посредством приобретения за реальные деньги тех или иных виртуальных благ”. Не знаю, взъярится ли донат в будущем, но пока что ничего страшного я не увидел. В игровом магазине продаются глайдеры (весьма относительно продаются, так как после приобретения они в инвентаре не появляются), комплекты брони для ездовых животных, какие-то склянки с чернилами и тому подобные вещи. Уберпушки и вундербронники отсутствуют. На что еще можно потратить преобразованные в игровые кристаллы деньги, так это на покупку премиум-аккаунта. Штука, кстати, нужная – и опыта больше дается, и шанс выпадения дорогого лута возрастает в геометрической прогрессии, и, что важно для потенциальных огородников, шкала с очками работы начинает пополняться в автоматическом режиме. Эти самые очки нужны для трудов праведных – без них и грядку не прополешь, и деревце не срубишь.
Как-то так. В начале статьи я упомянул, что ArcheAge меня пугает, и тогда же можно было понять, что мой “страх” определяется отнюдь не негативными факторами. Совсем наоборот – игра, судя по всему, получается великолепной, но в этом как раз таки и кроется причина боязни автора. А вдруг они опять придут – эти бессонные ночи? Единственный шанс бороться с искушением – запретить себе играть. Посмотрел? Вспомнил старое? Хватит, иди и развейся. Но впереди – новогодние праздники, ЗБТ в самом разгаре, а особых активностей типа дальних поездок у меня не предусмотрено. Сдюжу ли? Не знаю. Но держите за меня кулачки.