Заимствование оригинальных идей в игровой индустрии стало нормальным явлениям. Уже трудно разыскать самобытный проект, в котором было бы всё своё. С одной стороны такой подход можно долго и по делу ругать. С другой - попытки сделать нечто революционное далеко не всегда увенчиваются успехом. И вот перед нами лежит Darksiders, в котором своих идей чуть, но чужие так прилежно подогнаны друг к другу, что в итоге получается чертовски стильная и интересная конструкция.
Многие игры заканчиваются тем, что отважные герои предотвращают Конец света. В Darksiders с этого события всё только начинается. Согласно здешней мифологии высшая власть во вселенной принадлежит Совету, следящему за Балансом между ангелами, демонами и людьми. Но случается непредвиденное: существа из Ада и Рая устроили в срединном мире полномасштабное сражение, попутно стирая в пыль никчёмных смертных. Для наведения порядка на многострадальную планету отправился один из Всадников Апокалипсиса – Война. Вскоре выясняется, что протагонист заявился на «разборку» вопреки некому правилу, его наказывают, лишают могущества, но затем дают шанс искупить вину и вновь отправляют на Землю. Восстановить Баланс, узнать, что случилось с Седьмой Печатью, а заодно обломать рога обосновавшемуся на останках человеческой расы гаду с «редким» именем The Destroyer.
Интригующая завязка быстро скатывается к поиску способа проникнуть в башню этого самого «Разрушителя». Обитатели небесной канцелярии и адские легионы отходят на второй план, а их сражения служат скорее фоновым оформлением. Война же послушным исполнителем вынужден работать на союзника поневоле и добывать для него сердца приспешников Мега-Злодея. Сюжет не то, чтобы пуст. Напротив, он весьма насыщен событиями, но подаются они рвано, кусками. Словно сценарист на листиках блокнота описывал различные сценки, а вместо создания логичных переходов просто пронумеровал их в порядке важности.
Зато персонажи, несмотря на немногочисленность, с лихвой компенсируют недостатки белопятенной истории. Тут и рогатое, изрыгающее пламя отродье Самаэль, и великан-кузнец, представитель древней расы, и костлявый, жадный лич-торгаш. Не подвели и актеры, наделившие действующие, простите, морды демоническими характерами. Последний раз такие чуждые, инфернальные голоса мы слышали только в The Darkness. Пожалуй, лучше всего удался Наблюдатель, скользкая и мерзкая тварь, вживлённая в руку героя для контроля. Да и наш подопечный полностью соответствует высказыванию «у войны не женское лицо». Тяжёлая поступь, суровый взгляд ярко-синих глаз и отсутствие даже намёка на страх перед смертельной опасностью величиной с небоскреб.
После возвращения в наш мир перед глазами Войны открывается печальная картина. От царства людей остались только руины построек да мычащие зомби, слоняющиеся по округе или тупо валяющиеся на асфальте. Теперь балом правит The Destroyer и его прихвостни. Но для Всадника не существует преград. Структура игры напоминает знаменитые сериалы The Legend of Zelda и Metroid Prime: большой бесшовный мир, но отнюдь не свободный. У героя просто нет необходимых способностей, позволяющих добраться до укромных уголков. По мере продвижения по сюжетной линии становятся доступны полезные приспособления, и запретные зоны распахивают ворота для одинокого путника. Приключение абсолютно линейно, герою всегда любезно указывают пункт назначения, но в поисках хитро спрятанных секретов приходится часто возвращаться на уже посещенные локации. Авось, новый проход откроется.
Война активно доказывает, что он является лучшим воином во Вселенной. Боевую систему нельзя назвать сложной, ей больше подойдёт эпитет «незамысловатая». В распоряжении у героя три основных орудия. Поначалу доступен лишь традиционный меч, но впоследствии за пазухой появляются коса и увесистая перчатка. Два из них дозволено комбинировать. Первое время скудного набора ударов с лихвой хватает, и выбивать из скелетов, зомби и прочей нежити их никчёмные душонки не составляет особого труда. Рядовые противники атаковать не спешат и предпочитают изображать грустные «мясные мешки». Но когда на арену выходят монстры побольше, а также мини-боссы в сопровождении оравы миньонов, становится очень непросто. На обломках цивилизации водятся самые разные гады: от огромных воинов, закованных в тяжелую броню, до юрких призраков-ассасинов. Состав врагов постоянно меняется, из глубин выползают невиданные твари, требующие особого, аккуратного подхода. И в ход уже идут все доступные средства: магия и способность героя ненадолго трансформироваться в настоящего Diablo.
Зрелищность – неоспоримое достоинство сражений. Война одним взмахом клинка отрезает конечности, крошит черепушки, отвешивает смертоносные оплеухи. Он с невероятной легкостью вонзает меч по рукоять неприятелю в глотку и выворачивает внутренности наружу, забирается на холку здоровенной твари и раскраивает её голову. Некоторых мелких созданий он разрывает на части голыми руками, исполинам запрыгивает прямо в клыкастую пасть и вспарывает изнутри. Почти для каждого вида недругов у героя найдется отдельный способ жестокого добивания. Из истерзанных тушек фонтаном брызжет кровь, обезглавленные ангелы падают на землю, раздаётся звонкий лязг железа, звук разрезаемой плоти, по округе разлетаются ошмётки тел. Это ВОЙНА! А Война не щадит никого. Благодаря изуверским, разнообразным казням и внушительному количеству монстров на аренах бои не позволят заскучать. Да и герой, пускай и производит впечатление здоровяка, но умеет не только блокировать и контратаковать, а также молниеносно уклоняться от подач. Поэтому драки получились динамичными, яркими. Да, времени на освоение всех премудростей много не потребуется. Но если вы хотите получить максимум удовольствия (и трудностей!) от сражений, то лучше сразу начинайте с самого высокого уровня сложности.
Приключенческой составляющей в Darksiders уделено не меньше внимания, чем боевой. От ровных дорог ничего не осталось. Мир погрузился в хаос, повсюду бездонные пропасти и развалины, и герой постоянно преодолевает всевозможные препятствия. К счастью, с акробатическими трюками полный порядок. Ну и пусть, что Всадник обвешен устрашающими железными латами с черепами. Это не мешает ему обезьянкой карабкаться по стенам, хвататься за карнизы, парить в воздухе (у него есть некое подобие астральных крыльев) и забираться в самые труднодоступные места. Но одного мастерства Принца Персии для достижения заветной цели недостаточно. Игра под завязку набита разного рода загадками. От примитивных «передвинь вот ЭТУ статую на ЭТО место», до заковыристых, требующих нестандартного подхода и заставляющих напрячь извилины. Причём для их решения появляются самые неожиданные предметы и способности.
Бессмысленно ожидать какой-то глубины в боевой системе, платформенной части и в головоломках. Darksiders больше походит на аттракцион, но на ПРАВИЛЬНЫЙ аттракцион. Игра не заваливает героя по уши бесполезными возможностями с призывом «развлекайся», а САМА ЗАСТАВЛЯЕТ использовать практически все магические и не очень предметы. Нашли горн – пошли будить големов и открывать проходы в другие локации. Стали счастливым обладателем крюка - Всадник научился цепляться за висящие в воздухе кольца. Оседлали легендарного скакуна по имени Руина – думайте, как избавиться от босса на скаку. Но самые оригинальные задачки связаны с порталами. Прямо как в знаменитом Portal герой может создавать два портала «входа»-«выхода» (только в специально отведенных для этого местах) и перемещаться в пространстве. Этой забаве посвящён внушительный отрезок. Вот уж где фантазия авторов разгулялась. Приготовитесь к самым неожиданным испытаниям. И подобные обязательные развлечения встречаются на протяжении всего путешествия. Изредка действо разбавляется «американскими горками», вроде полёта на крылатом чудище. Одни вещи отправляются в рюкзак, обнаруживаются новые, и интерес не пропадает ни на минуту.
На месте и боссы. Поединки с ними обставлены, как и полагается эпичному фентезийному боевику. Многоэтажные создания поражают своими формами и размерами смертоносных клыков, когтей и крыльев. Каждая такая схватка больше походит на шараду. Достаточно понять, КАК бить особо крутого парня и дальше всё становится делом техники и мастерства уклонения от сверхмощных подач.
Даже если вы будете локомотивом мчаться к финальным титрам, то у вас уйдёт добрых пятнадцать часов времени. Как только герой обзаведётся какой-нибудь полезной штучкой, уже изъезженный вдоль и поперек уровень превращается в непаханое поле. К примеру, умение заглядывать в «реальность теней» позволяет увидеть доселе неизведанные тропинки. Поэтому желающим найти все тайники обязательно стоит ещё разок зайти в уже посещённые места боевой славы. А ведь секреты весьма полезные. Легендарные апгрейды к оружию, от списка бонусов которых глаза разбегаются, дополнительные ячейки жизненной энергии и даже сверхмощная броня. В общем, всё то, что ни за какие деньги нельзя купить у торговца. Зато новые удары, зелья для восстановления жизненной энергии всегда есть в ассортименте.
Арт-дизайн враждебных созданий и персонажей да самого главного героя представляет собой дикую смесь из Warhammer и World of Warcraft . Ничего дурного в этом нет. И рогатые демоны, и ангелы, закованные в светящиеся доспехи, смотрятся замечательно. Хоть сейчас их в пластике отливай да красками разукрашивай, кудесникам из Games Workshop на зависть. А высокий уровень жестокости превращает происходящее в злобный-презлобный комикс, но с классическими клыкастыми мордами. Да и постапокалиптические пейзажи радуют глаз как разнообразием, так и своеобразной красотой. Герой посетит и полуразрушенный готический храм, и станцию метро, ставшую пристанищем для монстров. Также Война заглянет на песчаные пустоши, гле постройки напоминают варварские хибары. Конечно же, не остались в стороне и экзотические места, к примеру, парящие в небе сады. Да и разрушенный мегаполис в целом удался. Техническая реализация также на высоте. Чёткие текстуры на окружении, детализированные модели всех без исключения участников представления: от рядовых зомби до Архидемонов.
Вот только в версии для Xbox 360 с завидным постоянством появляется неприятный «тиринг» (картинка «рвётся» при горизонтальном смещении камеры). Ладно бы происходило подобная неприятность во время сложных сцен. Но нет. Иногда достаточно просто повернуться с целью оглянуться по сторонам, и по экрану уже бегут полосы. Разработчики обещают выпустить патч, а пока проблема имеет место быть.
Diagnosis
Ругать Vigil games за откровенное заимствование чужих идей можно долго. Да, украли порталы, некоторые противники бежали из World of Warcraft, а отдельные способности позаимствованы у Линка. Но подобные нападки не превратят Darksiders в пустышку. Игра не перестанет быть красочным приключением полным самых разных головоломок, прыжков по платформам, динамичных сражений с эффектными добиваниями. Отличный проект для любителей заниматься всем понемногу. Причём, грамотно сочетающий в себе все аспекты.
Диагностирует Виталий Казунов
Это как если бы талантливый художник решил сделать игру по мотивам своих любимых игр. Собственно, так оно и есть, одним из основателей студии Vigil Games является Джо Мэд (Joe Madureira или просто Joe Mad), известный в узких кругах любителей комиксов создатель соответствующей литературы. Разработчики взяли стиль Warhammer, влили в него ярких красок World of Warcraft, нарядили главного героя в орковскую броню, научили его фокусам бешеного спартанца Кратоса и отправили прогуляться в мир Линка. Постоянно, каждую минуту при знакомстве вспоминаешь: «а вот так по стене скользит Принц Персии», «а это я уже делал в Portal», «а с гигантским сюрикеном я еще в Dark Sector наигрался». Darksiders великолепна, но до чертиков вторична, и это ее главный минус. Правда, не каждая студия сможет из таких разных элементов собрать комплексную, долгую, постоянно интересную игру.
Красивейший арт-дизайн, брутальные бои, эффектные боссы, тьма секретов и умные головоломки – вот, что такое Darksiders. «Взрослая» The Legend of Zelda. Технически слабовата, очень мало шейдерных эффектов, сильно не хватает антиалиазинга, да и низкое разрешение (1152x648) слегка «мылит» изображение, но в данном случае работа художников легко спасает положение. Музыка типично эпичная для фэнтези, актеры – МОЛОДЦЫ, а вот качество и количество звуковых сэмплов оставляет желать лучшего звукорежиссера.
Если вас не коробит от вторичности, и вы готовы смириться с незначительными недоработками технического плана, не пропустите этот проект. Разработчики взяли лучшее от лучших и ничего не испортили при этом, а взамен мы получили богатое на события, разнообразное и полное загадок приключение. Ждем вторую часть и аплодируем стоя удалой наглости молодой студии.
Pro:
* Запоминающиеся персонажи, отличная актёрская работа
* Быстрые, яркие сражения с разнообразными врагами
* Жестокие добивания
* Увлекательные головоломки
* Чередование битв, преодоления препятствий, решения загадок
* На протяжении всей игры появляются приспособления, которые обязательно использовать
* Круто поставленные поединки с боссами
* Огромное количество секретов
* Своеобразный арт-дизайн, этакий брутальный World of Warcraft
* Красивый (по-своему) мир
Contra:
* Вялотекущее повествование с «белыми пятнами»
* Многие аспекты откровенно вторичны
* Раздражающий тиринг (Xbox 360 версия)