«И пусть мы там пятые, но здесь мы первые». Репортаж с презентации облачного игрового сервиса Playkey
- Ну и дура же ты, Пална! Я вот себе этот… Как его… Ресивер, да! Ресивер “Эс-Тэ-Бэ” приобрела – от нашего оператора! Теперь фильмы каждый день смотрю, а вечерами на ней сынишка в компьютерные игрушки играет. И никаких дисков ему не надобно! Представляешь, да? Сэкономила – дай боже! А ты, повторяю, дура! Лучше бы сумочку новую купила!
Гипотетический разговор. Где-то за МКАДом.
В середине прошлой недели пресс-центр Digital October на время стал местом паломничества как для журналистов из касты «софтовиков и железячников», так и для представителей сугубо игровых СМИ. Среди них скромно затесался и я – очень уж хотелось узнать, что нам расскажут о Playkey – облачном игровом сервисе, аналоге небезызвестных OnLive и Gaikai. О Gaikai, правда, следует говорить в прошедшем времени – в 2012 году стриминговый «агрегат» приобрела компания Sony и сделала из него PlayStation Now, но это уже история давно минувших дней, и затрагивать ее не будем.
Playkey – это CGS (Cloud Gaming Service), разработанный отечественной компанией Playkey как альтернатива зарубежным сервисам подобного рода. Принцип действия Playkey должен быть хорошо знаком тем, кто уже сталкивался OnLive, Gaikai или схожей стриминговой системой. Суть в том, что геймеру не нужно ни скачивать, ни устанавливать игру на свой компьютер. Любая из них запускается в сети удаленных дата-центров – на серверах, оснащенных мощным игровым железом. Команды, которые мы отдаем при помощи клавиатуры, мышки или геймпада, отправляются «по указанному адресу», где проходят обработку за какие-то миллисекунды. Затем результаты нашей деятельности возвращаются обратно видеопотоком 5-10 Мбит/с (для оптимальной работы сервиса достаточно иметь канал в 15 Мбит/с). Эти цифры еще могли бы напугать лет так 5 назад, но сейчас, когда российские провайдеры через одного предлагают высокоскоростной доступ в сеть Интернет (50, 100, 200 Мбит/с), благоговейного ужаса они уже не вызывают.
Облачный сервис из категории «made in Perm’ Russia» задействует возможности Nvidia Grid, что (в теории) должно обеспечить высокую скорость передачи потоковой графики и лучшее качество изображения. Но даже наличие у компании Playkey серверов, обслуживающих до 36 раз большее число игровых потоков HD-формата (в сравнении со стриминговыми системами первого поколения), не является наиглавнейшим преимуществом. Самое важное, что Playkey в первую очередь ориентируется на российский рынок – сервера будут размещаться в дата-центрах локальных, а не зарубежных провайдеров, что благотворно скажется на скоростных данных передаваемого сигнала. Также Playkey рассчитывает наладить сотрудничество со многими операторами для продвижения своего продукта в массы и создания комфортных условий для потенциальных игроков. На данный момент в списке компаний, «верящих в Playkey», находятся следующие гиганты: российский IPTV и интернет оператор Bashtel, входящий в двойку крупнейших интернет-провайдеров России «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru»), а также – и это первый шаг на пути освоения сетевого пространства стран СНГ – телекоммуникационная компания Молдавии StarNet. За техническую поддержку отвечает Nvidia.
Как я уже говорил, благодаря облачному сервису можно забыть и о скачивании приглянувшейся нам игры, и о ее последующей установке на «винт». Цепочка действий коротка как никогда: мы заходим на сайт, выбираем игрушку, запускаем, играем. Протестировать некоторые проекты можно уже сейчас (пока на двух операционных системах), хотя официальный запуск сервиса произойдет только осенью 2014 года. Еще одна прелесть Playkey (впрочем, как и любых других подобных сервисов) заключается в том, что мы сможем играть не только на PC (Windows), но и на Mac, а также на компьютерах с установленной на них операционной системой Linux. Playkey станут подвластны и телевизоры Smart TV, а в обозримом будущем представители компании намерены вплотную заняться смартфонами и планшетами. Наконец, решение Playkey задействуют и в STB-приставках (STB расшифровывается как Set Top Box, по сути, под это определение подпадают любые ресиверы цифрового телевидения). Доступ к этой опции получат обладатели ТВ-консолей от «Дом.ru» – первого российского телеком-оператора, решившего взять на вооружение решение Playkey. Кроме того, компания Playkey планирует выпускать свои собственные «коробочки» по цене в 100$. Проще говоря, поиграть на большом экране телевизора теперь сможет каждый желающий, так как не нужно будет покупать дорогостоящие приставки и диски к ним. Но здесь встает другой вопрос: получат ли геймеры тот же спектр ощущений, что и при игре на Xbox или PlayStation, к примеру? Тут все не так однозначно.
В одном из залов Digital October представители компании оборудовали игровую зону – туда мы и отправились всем скопом по завершении официальной части мероприятия. C Mac-ом возникли определенные проблемы технического плана, PC я проигнорировал – и дома поиграть можно, – а вот у телевизора с STB-приставкой решил задержаться. Помучавшись с управлением на геймпаде (к приставке подходят как Xbox-агрегаты, так и некоторые другие устройства ввода), немного покатался на машинках в WRC 3, а также погонял «ушастого» в Batman: Arkham Origins. Ну что можно сказать – облачная «картинка» невообразимыми красотами пока не блещет. Видеопоток, «льющийся» на нас с облачных серверов, зачастую лишается четкости, резкости, проявляются разного рода «шумы», да и кадры иногда налезают друг на дружку (печальные последствия явления под названием «тиринг»). Со скоростью отклика, как ни странно, проблем не заметил. Максимальное количество кадров в секунду – 30 FPS, наивысшее качество изображения – Full HD 1080p, но оно может быть и хуже, если канал по каким-то причинам не тянет заявленные 5-10 Мбит/с.
Сейчас, пока Playkey работает в тестовом режиме, доступно лишь HD-разрешение (1280х720 пикселей). Тем не менее разработчики заявляют, что осенью этого года, когда произойдет полноценный запуск сервиса, качество передаваемого изображения существенно повысится. Полностью избавиться от артефактов сжатия и других не самых приятных вещей вряд ли выйдет, но сократить их общее количество представители Playkey все же обещают. Как обещают расширить и каталог игр. Сейчас на официальном сайте Playkey можно найти лишь около двух десятков проектов, но в третьем-четвертом квартале 2014 года их совокупное число должно достичь отметки в сотню наименований. Что конкретно получат пользователи в ближайшем будущем, разработчики сервиса пока утаивают. Но рискну предположить, что Playkey не будет ограничиваться проектами, вышедшими несколько лет назад. Приобретать лицензии на новые игрушки, в том числе и на ААА-тайтлы – в ее, компании, интересах. Нужно же привлекать целевую аудиторию – на первых частях Far Cry, Assassin’s Creed и Castelvania далеко не уедешь.
Теперь что касается системы монетизации Playkey. Тут есть три варианта: ежемесячная подписка, покупка игры и free-to-play (облачный сервис поддерживает онлайн, все верно). В первом случае игрок получает доступ ко всему каталогу Playkey примерно за 399 рублей (цена на 4 июня). Второй вариант предполагает, что геймер выплачивает полную стоимость игрушки и возится с ней до одурения. Приделывать острые зубки к ценам представители компании не планируют – отдельно взятая игра в сети Playkey будет распространяться по цене стандартной PC-версии (о консольных проектах в ближайшее время можно позабыть – только Windows, только хардкор). Ну, а free-to-play – он и в Playkey free-to-play. Играем бесплатно, но с намеком. Так, сотрудничать с Playkey уже рвется Wargaming, а если дельце выгорит, то и другие компании могут подтянуться.
Команда Playkey смотрит в будущее с большим оптимизмом, но долгосрочные прогнозы пока делать рано. Сейчас же понятно одно – толпы наших геймеров не ринутся покупать игры и оплачивать подписки. Это совершенно точно. Ни в этом году, и даже ни в следующем. Дальше – как пойдет. Самая главная проблема – отечественные пользователи еще не привыкли к CGS. Променять любимый Steam на что-то непонятное? Да никогда! Но многое, конечно, зависит и от разработчиков Playkey – им предстоит приложить титанические усилия, чтобы завоевать доверие потребителей. Нужно и технические вопросы решать, и популяризацией проекта заниматься, и гениальные идеи придумывать, и все это – в чистом поле под названием «российский облачный игровой сервис». Что не поле даже, а непаханая целина.