...У меня сегодня совершенно случайно в кустах притаился рояль, и с его помощью я решила исполнить для вас в новой аранжировке старую песню о главном: о том, что хороших книг про игры, как говорится, днем с огнем...
Днем согнем, вечером разогнем…
…и был день. И были Владимир Данихнов и Артем Белоглазов. И они согнули. И появился на свет их совместный роман
Это не про Mass Effect и не про Dragon Age. Слава богу, не про S.T.A.L.K.E.R. и не про Метро-2033. Все и проще, и сложнее. Земля. Век двадцать… да какая разница?
А если игровой площадкой будет не комната и не квартира, а улица? Весь город? Вся страна? И если бездна будет настоящей, а не вымышленной, и малейшее касание земли обратит вас ворохом осенних листьев или стайкой золотых бабочек? Вы растворитесь в небытие, а там, куда ступила ваша нога, вырастут цветы, или вы обратитесь в мертвого голубя, или… не суть. Вас просто не станет. И никто не помнит, когда началась эта игра. Все привыкли. Взрослым было сложнее, а дети рождались в этом мире и росли, уже зная, что нельзя ступать на твердую землю. Так и жили изо дня в день, ища способы безопасно передвигаться. И искали способы остановить игру, выйти из нее, не проиграв. Оставшись в живых.
Люди придумали такой способ. Люди сами у себя взяли квест – истребить всех, кого называют целителями. Они уверовали, что игра остановится, когда умрет последний из целителей. Тогда все смогут наконец снять ходули и встать на твердую землю без боязни обратиться облачком тумана. Когда погибнет последний целитель – уже никто не скажет «Живи!» и не излечит одним взглядом все ваши болячки. Больше не надо будет, проклиная себя, унижаться и просить об излечении, чтобы потом неделю замаливать грехи. Но и спасать тогда будет некому. И по малейшему чиху люди идут к целителю, чтобы услышать «Живи!» - а потом собираются толпой у двери его дома и устраивают казнь. Потому что целители – виновники всех их бед. Нужно же винить хоть кого-то. Проклинать за то, что приходится играть в навязанную кем-то свыше смертельную и нелепую, бессмысленную игру. Поэтому под удар встанут именно те единицы, кто в силах помочь, исцелить, простить и освободить. Таких никогда не ценили выше, чем в тридцать сребреников.
«Живи!» - это три с лишним сотни страниц яркого и отлично проработанного мира, потрясающего одновременно и реализмом, и сюрреализмом и подчиняющегося лишь логике сна. Это чертовски захватывающий мистический триллер, в проживании которого надо полностью отдаться ощущениям, позволить себя увлечь, сделать соучастником всего происходящего. Отвязаться от привычной системы координат тоже не будет лишним. Ведь только перестав мыслить стереотипами, можно насладиться великолепием The Path, например. Точно так же, лишь снявшись с якоря традиционных представлений о сюжете и композиции книги, можно получить истинное удовольствие от плавания по нарисованному авторами (а нарисованному ли?) миру. Впрочем, понимание того, что это именно удовольствие, придет не сразу. Плавание будет тяжелым. «Живи!» - это одна из тех книг, которые в очередной раз проверяют читателя на чистоту, буквально потроша его душу. Опустошая, буквально перебирая ее по атомам. У меня в процессе чтения этого романа неоднократно происходила «передозировка» эмоциями, иной раз даже почти стиралась грань между миром реальным и миром книги. Не каждая ММОРПГ может похвастаться этим – а скольких они вырвали из реального мира и заставили жить по своим игровым законам!.. «Живи!» - не такая игра. Это очищение через страдания.
Тогда читайте. Если читать про игры – то читать «Живи!»
Это одно из редчайших исключений из правила, что про игру не напишешь хорошую книгу.