Райво или Чэнь - история персонажа
Думаю, на данный момент, уже никого не нужно убеждать в том, что «Чэнь Буйный Портер» и «Райво из Пандарии» это одна и та же личность. Для людей неплохо разбирающихся в истории WarCraft, этот вопрос и вовсе не вставал. Однако в русскоязычном сообществе продолжают находиться люди, помнящие некоего пандарена в WarCraft III Frozen Throne, которого звали явно не «Чэнь», и он сыграл свою роль в основании Даротара. Это вызывает вопросы такого типа: «Когда же Райво появиться в Пандарии»? Пример тому две идентичные темы на официальном русскоязычном форуме Blizzard. Для некоторых знатоков Lore, подобная вопиющая безграмотность кажется чуть ли не кощунственной, однако все ли так однозначно?
Начнём по порядку, и вспомним историю зарождения этого персонажа. Эта история подробно изложена в интервью Сэмуайза Дидье «Пандарены вчера, сегодня и завтра»: http://www.gamer.ru/world-of-warcraft/intervyu-... .
В частности оказывается, что Сэмуайз с детства имеет прозвище «панда». И вот однажды, во время работы над WarCraft III, он решил подарить своим семейным рождественскую открытку, на которой впервые нарисовал большую панду с детенышем на плече, до этого момента по его собственным словам, панд он не рисовал. Эта открытка попала на глаза другому дизайнеру Blizzard, и тот, оценив идею, попросил Сэмуайза нарисовать обои Blizzard с этим изображением. Похоже, именно в тот момент рождается идея расы пандаренов, которая представляется весьма логичной в мире WarCraft, посудите сами: есть таурены – нечто среднее между человеком и быком, есть беорны – разумная раса медведеобразных существ (о них поговорим чуть ниже), имеются Клыкарры – моржи-гуманоиды, так почему бы не существовать разумным прямоходящим пандам? Идея пандаренов всем очень понравилась. Более того, 1 апреля 2002 года Blizzard опубликовали новостную утку о пятой расе пандаренов в WarCraft III, который к тому времени ещё не вышел. Когда обман раскрылся, то, по словам Дидье: «все очень расстроились», и нужно полагать именно тогда разработчикам приходит мысль ввести пандарена в WarCraft III, в качестве секретного персонажа, раз уж идея расы панд так приглянулась игровому сообществу. Первые намёки на появление пандаренов можно встретить ещё в Reign of chaos, однако сам Пандарийский пивовар появился только в дополнении Frozen Throne. На wow.wikia есть информация, что изначально модель пандарена была в узнаваемых самурайских доспехах, однако это вызвало бурное недовольство в Китае, поскольку панды это исключительно китайский символ, вследствие чего модель переделали.
Итак, проходя компанию Reign of Chaos, во второй главе за нежить "Прах Кел-Тузеда" можно найти так называемый "Чертог покоя" - секретную область при вхождении в которую на экране всплывут те самые обои с пандареном, которые изначально нарисовал Сэмуайз Дидье:
Однако, если взглянуть на название этой области в оригинале окажется что невнятный и обтекаемый "Чертог покоя" на самом деле "Pandaren relaxation area"!
По какой-то причине Акелла не отразила в своём переводе чертоги чьего покоя может отыскать игрок, но как мы увидим позднее, этот случай не стал исключением...
В пятой главе за ночных эльфов "Кровные братья", можно найти вот такого секретного противника:
"Самая большая панда" представляет собой увеличенную модель беорна с черно-белой пандообразной текстурой. Пример подобной текстуры нам ещё встретится.
К слову, в этой же главе игроки впервые встречают Иллидана, знаменитые клинки которого выглядят весьма подозрительно...
Теперь давайте вспомним, где и когда мы можем встретить Пандарийского пивовара. Для начала нужно отметить, что самый простой способ не только взаимодействовать с Пандарийским пивоваром, но и поиграть им, это игра в режиме «сражение», на картах, добавленных дополнением Frozen Throne, на которых есть новое нейтральное здание – «Таверна». Там среди прочих нейтральных героев, имеется и интересующий нас персонаж. Однако, как и остальные герои из таверны, пивовар там лишён строгой сюжетной индивидуальности, и имеет список имён, одно из которых присваивается ему при найме случайным образом. Поскольку в дальнейшем речь будет так или иначе затрагивать качество перевода игры на русский язык, приведу полный перечень этих имён в двух вариантах, оригинальный и перевод:
Mojo Dark-Ale……………………...Тойво Большая Кружка
Sinjo Honeybrew…………………..Юкки Медовар
Kesha Wildbarley………………….Кими Ячменный Колос
Tatsa Sweetbarrow………………..Ахти Трактирщик
Mushi Ale-Hearth………………….Пальво Крепкий Эль
Jinto Reedwine……………………Суми Пивная Бочка
Masha Storm-Stout………………..Мика Пьяный Кулак
Polo Barrel-keg…………………….Райво Похмельник
Некоторые из этих имён, кстати, впоследствии получили, наставники класса монах, которые появляются в столицах фракций:
Обратим также внимание, что в таверне Пандарийского пивовара может нанять любая из сторон конфликта, хоть эльфы, хоть нежить, что уже говорит о нейтральном характере расы пандаренов.
Теперь предлагаю вспомнить появление пандарена в кампаниях Ледяного трона. Тут ситуация оказывается почти аналогичной. Пандарийский пивовар, в разной степени, помог героям в трёх из четырёх кампаний Frozen Throne, обойдя своим внимание лишь падшего принца Артеса и кампанию за нежить. В кампании за Ночных эльфов, Мэв может найти вот такой секретный уголок карты, в миссии «Гнев предателя»:
Здесь описываемый пандарен, также как и в таверне, не носит индивидуального имени, и оно варьируется от случая к случаю.
В награду за нахождение своего тайника, пивовар уйдёт, уточнив перед уходом «не желает ли кто пивка?» и оставит для героя «Туфли ловкости (+3)». Этим помощь пандарена тюремщице Мэв ограничится.
Далее он может появиться в кампании Альянса, однако тут добраться до него будет гораздо сложнее. Для начала, в миссии «Подземелья Даларана», где Келю и Вайши необходимо сбежать из даларанской тюрьмы. Нужно найти замысловатую область с тремя неуязвимыми овцами, и активируемыми платформами напротив них. Разгадав нехитрую головоломку, видимо разработанную на досуге Антонидосом, попадаем в секретную область с предметом в виде вопросительного знака, и названием «секретная карта». Этот предмет открывает скрытую миссию «Исход», которая представляет собой классическую «Tower Defense» scenario-карту, в ней нужно отражать волновые атаки посредствам строительства оборонительных башен различных типов. Чтобы встретится с пандареном нужно продержаться как минимум 29 волн из 30… Вот тут стоит отвлечься, и вспомнить один достаточно известный курьез, связанный с локализацией WarCraft III. Как только было анонсировано дополнение Mists of Pandaria, на российских форумах развернулась широкая дискуссия по вопросу: «являются ли пандарены снежными биорнами»? Аргумент недостаточно осведомленных игроков был понятен и на первый взгляд неоспорим – это описание героя-пандарена, данное в русской локализации WarCraft III. Приведём его дословно:
«Воин из народа снежных беорнов, твердо придерживающийся принципа ''пьяному море по колено''. Может приобрести способности ''Огненное дыхание'', ''Винные пары'', ''Пьяный мастер", "Три стихии".»
Доверившись этой информации, люди выходили в медиа-пространство, и утверждали, что пандарены это такая разновидность беорнов. Однако стоит обратиться к оригинальному описанию, как станет ясно, что там нет никакого упоминания о снежных беорнах:
«Warrior Hero, exceptional at absorbing damage and melee combat. Can lean Breath of Fire, Drunken Haze, Drunken Brawler and Storm, Earth, And Fire.»
Так почему же тогда, локализаторы из Аккелы, записали пандарена в снежные беорны? Ответ кроется как раз в 29-й волне атак секретной главы «Исход». Вот как выглядит эта последняя группа атакующих, которую нужно сдержать:
Вот он, эпизод сбивший с толку переводчиков игры! Пандарийский пивовар является предводителем целого отряда снежных беорнов, подозрительно знакомого черно-белого цвета. Сам собой напрашивается вывод, что локализаторы, отталкиваясь именно от этого эпизода, нарекли пандарена, снежный беорном. Однако и тут все не так гладко как кажется. Достаточно посмотреть эту миссию в оригинале. И тут то, всплывает самое удивительное: на языке оригинала нет никаких снежных беорнов, а есть… *барабанная дробь*… пандарены!
Итак, пандарийский пивовар в WarCraft III был вовсе не единственным представителем своего племени, пандаренов было много! Отсюда и чёрно-белая текстура на модельке беорна, и чёрная окантовка глаза на портрете. Очевидно, что делать ещё одну уникальную модель пандарена, только ради одного эпизода в секретной миссии, было нецелесообразно, и разработчики просто ретекстурировали модель биорна, увеличили её и переименовали. Но, так или иначе, в оригинале это именно Pandaren, а никакой не «снежный биорн», который со всей очевидностью является промахом Акеллы. Эту боевую единицу можно найти в Редакторе карт, и вновь убедится, что пандарены в WarCraft III были.
Однако вернёмся в кампанию Альянса, и вспомним, что же будет, если выдержать и эту атаку пандаренов. А будет вот что: на экране снова появиться уже знакомые нам обои Blizzard изображающие большую панду с детенышем на плече в которых узнаётся прототип Чэня и его племянницы Ли Ли:
«Ну ты нарвался!» объявит заносчивый пандарен, и присоединится к героям в следующей миссии «В поисках Иллидана». О чем будет даже отдельная подсказка с текстом:
«Вы получили подкрепление Пандарийский пивовар. После того как вы выполнили все 30 этапов секретного задания, к вам присоединился пандарийский пивовар.»
Как видно на скриншоте, здесь его имя так же варьируется от случая к случаю. Пандарийский пивовар присоединяется к героям всего на одну миссию, и поможет в борьбе с Мэв, которой сам же подарил туфли в прошлой кампании.
А вот персонаж пандарен с уникальным именем и целой своей историей, действительно действует в кампании за Орду. Тут я думаю не нужно углубляться в подробности, поскольку все кто играл в кампании WarCraft III, с большой долей вероятности сталкивались с Райво из Пандарии (он же Chen Stormstout на языке оригинала). Хоть и существует призрачная вероятность полностью пройти кампанию Орды без него, так и не встретив этого замечательного персонажа, всё же тут уже нет никакой секретности. Персонаж ждёт вас в открытом месте, и пройти мимо весьма проблематично.
Вот описание его квеста: «Бродячий пандарийский пивовар Райво попросил вас найти редкие ингредиенты для его нового напитка. Если вы выполните эту просьбу, то первая кружка достанется вам!»
Сварив свою сивуху, и чуть не отравив ей Рексара, главного героя кампании, Райво обязательно присоединится к основной группе героев, и будет сражаться вместе с ней до конца кампании. Об этом есть упоминание и в официальном рассказе Blizzard «В поисках Пандарии»
Ну что ж, теперь всё на своих местах, пандарены в WarCraft III есть, и в достаточном количестве, Райво – это русский вариант Чэня, и конечно же, пандарены это вовсе не биорны. По данным всё той же wow.wikia, слово "rén" – это передача на пиньинь (китайском транслите) китайского слова означающего «человек». Поэтому «пандарен» это не что иное как человек-панда. Персонаж этот так полюбился публике, что с момента появления World of WarCraft, стали появляться различные отсылки на историю пандаренов и на Чэня в частности. Также не прекращались слухи о введении пандаренов в качестве игровой расы, против чего якобы опять протестовал Китай, хотя на территории Китая достаточно игр, где можно поиграть за панду, и даже подраться ей.
- Уже в классике существовал недоступный ныне квест «Пустой бочонок Чэня»
- Мальчик по имени Джастин, на соборной площади Штормграда, (
- А помните этот знаменитый скриншот?
И в World of WarCraft, первое появление пандарена, это первоапрельский розыгрыш. Ян МакКонвилл дизайнер таких сайтов как Mac Hall и Three Panel Soul, проделал целую работу, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Он действительно сделал 3D-модель пандарена, нацепил на него доспехи из игры, и сделал реальный скриншот! И ему поверили. История повторяется, как и в WarCraft 3, в World of WarCraft пандарены изначально приходят в качестве первоапрельской шутки, но остаются насовсем.
Стоит также упомянуть и Детеныша панды
- С появлением Даларана, в «Мешочке рыбацких сокровищ» можно обнаружить Причудливый портрет
- Ну и конечно, предвестником четвёртого дополнения стал спутник Пандарен-монах
- Pandaren Brewmaster стал довольно популярным персонажем в культовой карте для WarCraft III «Dota allstars», где он представлен с изменением всего одной способности по сравнению с оригиналом. Более того слава пандарена эхом отозвалась и в dota 2, казалось бы уже и вовсе за пределами Blizzard. Brewmaster из второй доты, это тоже панда, но только не «большая панда» - символ Китая, а «малая панда»
В дальнейшем последовало создание карты для Trading Card Game WoW,
Настольные игры типа World of Warcraft Miniatures Game,
появление коллекционной фигурки в магазине Blizzard,
а потом грянуло дополнение Mists of Pandaria … и вот тут уже понеслось. Комикс «Жемчужина Пандарии», рассказы на официальном сайте – «Путевые заметки Ли Ли», «В поисках Пандарии», Чэнь Буйный Портер попал даже во вступительный ролик дополнения.
Совершенно естественно что уже в альфа-версии Heroes of the Storm Чэнь предстаёт перед нами во всей красе, сохранив (с учётом баланса) свою классическую игровую механику из WarCraft 3, которая, к слову сказать, отчётливо узнаётся и у монаха - нового игрового класса, введённого в Mists of Pandaria.
И история персонажа продолжается…
Но завершая рассказ о Чэне, мне бы хотелось вернуться к истории Райво. Если отвлечься от скрупулёзного изучения Lore, и поразмыслить более отстраненно, думаю можно заметить гигантскую разницу между этими ДВУМЯ персонажами. Ведь есть персонаж, задуманный авторами, а есть его культурное восприятие, восприятие этого персонажа теми, для кого он создавался. Не знаю как этого персонажа, перевели и озвучили в Японии, да и как воспринимался английский оригинал, тоже судить не берусь (хотя играл им в оригинальной версии), но у Акеллы получился шедевр! Более того, они создали иного, своего персонажа, полностью отделённого от англоязычного Чэня. И всё это благодаря только озвучке и оригинальному имени. Удивительно на сколько сильно поменялся персонаж в русском культурном зеркале. Ведь если вспомнить диалоги Райво, он же разговаривает в основном русскими поговорками, эти речевые обороты настолько тепло принимаются русской аудиторией, что персонаж становиться чрезвычайно родны, этаким «русским пандареном», мы с этим пандареном на одних и тех же советских комедиях росли, нам есть что вспомнить за кружкой пивка! Для наглядности вспомним диалоги этого персонажа в озвучании Акеллы:
«Не дай себе засохнуть! Хе хе» - реклама напитка Sprite (кстати Sprite в переводе означает "Эльф" или "Фея")
«Ну, ещё по одной?» - устойчивый фразеологизм из русского застолья.
«э.. выпить хочешь?» - Ответ на шутливую загадку: "На какой вопрос нельзя ответить "нет"?"
«Ты меня уважаешь?» - Советский стереотипный вопрос одного пьяного человека другому.
«Так! Это его нога.. это моя.. кажись вчера всё таки перебрали.» - не знаю, видимо импровизация Акеллы.
«Так, между первой и второй перерывчик небольшой! хи хи» - ещё одна расхожая фразочка из народа.
«Я тебя поцелую... потом.. если конечно захочешь.» - Цитата из советского кинофильма "Здравствуйте, я ваша тётя"
«Жить хорошо! А хорошо жить ещё лучше!» - Думаю это вообще не узнать нельзя, из фильма "Кавказская пленница".
«Лучше пузо от пива, чем горб от работы! хе хе хе» - известный народный "пивной" афоризм
«С кем поведешься, с тем и наберёшься!» - вариация русской пословицы на хмельную тему.
«Губит людей не пиво, губит людей вода.. мда..» - отрывок песни из кинофильма "Не может быть", особенно радует ироническое мда.. в конце.
При атаке:
«Он меня не уважает!» - опять же вариация на вопрос "Ты меня уважаешь?"
«Ну ты нарвался!» - это уже ближе к 90-м
«Хэх, не повезло тебе!» - вариант Акеллы
«Чего ты сказал?» - тоже расхожая фраза
«За Пандарию!» (редко) - пасхалка
При ходьбе:
«За качество отвечаю!» - реклама пива "Солодов"
«Пивка для рывка!» - советская поговорка
«Да без проблем!» - более или мение устойчивое выражение.
И приплюсуйте сюда великолепную работу озвучивающего актера, которого мне так и не удалось установить, нашёл лишь намёк на то, что этот же актёр озвучивает в русской версии WoW, персонажа «Грязная Кружка», но никакого подтверждения найти не удалось.
Я бы выразил отличие Чэня от Райво ещё и двумя фан-артами.
Вот это Чэнь:
А вот это Райво:
Чэнь более заточен на боевое искусство, чем на искусство пивоварения. Уровень его ответственности выше, поскольку Райво бродил по Калимдору один, Чэнь же путешествует с племянницей. У Райво не было бороды, был просто белый мех на лице, пусть это и внешние детали, однако и они свою роль сыграли. Ещё Райво объективно чаще улыбается. Я понимаю, что в англоязычной среде эти изменения показывают развитие персонажа. Если в WarCraft 3 Chen это легкомысленный подвыпивший путешественник, лихо идущий на встречу приключениям, то в World of WarCraft он обретает семью, ответственность и даже участвует в драматических сюжетах, для примера можно вспомнить сцену похорон Эви Буйный Портер.
Эта эволюция персонажа прослеживается в оригинальном контексте вселенной WarCraft. Однако для русскоязычного восприятия, при условии изменения внешности, голоса (а в локализованном WoW, Чэня озвучивает иной актёр), даже имени, и конечно характера, сюжетная связь теряется. Не хочу ничего плохого сказать про World of WarCraft’овского Чэня, он тоже отличный персонаж, и тоже не без юмора. Но слово «персонаж» по английский – «character», то есть «характер», а вот характер у Чэня и Райво явно разный. Именно поэтому утверждение что Чэнь и Райво это два разных персонажа не представляется мне таким уж абсурдным и противоречивым, пусть и основано оно лишь на субъективном восприятии.
Думаю отчасти это заметили и в Blizzard, с одной стороны Чэнь произносит вдохновенную речь во вступительном ролике MoP:
«Спросить, почему мы сражаемся – это все равно, что спросить, почему опадают листья. Так устроено природой. Но это не главный вопрос. Почему мы сражаемся? Чтобы защитить свой дом и семью. Чтобы сохранить равновесие и достичь гармонии. Для нас главный вопрос: ради чего стоит сражаться?»
Однако если ему докучать в самой игре излишним щелканьем, то «Чэнь из WarCraft 3» выскажет шутливую пародию на эту речь:
«Спросить, почему я пью – это все равно, что спросить, почему я толстый. Но это не главный вопрос. Почему я пью? Чтобы утолить свою жажду, уменьшить неуверенность в себе. Чтобы женщины казались привлекательнее. Для меня главный вопрос: где туалет?»
Итак, поскольку Чэнь в World of WarCraft это не Райво, я с чистой совестью создал Райво в качестве своего игрового персонажа.
Причём, в процессе создания этого персонажа имело место удивительное совпадение. В WarCraft 3 у Райво (Чэня) зелёные глаза,
однако когда встал вопрос о воплощении этого персонажа в World of WarCraft, выяснилось что зелёный цвет глаз в Китае (да, да опять Китай) это признак демонической порчи, и цвет глаз был изменён на золотой:
На момент создания персонажа я ещё не знал этого факта, и, выбирая ему лицо, я просматривал каждый вариант, и пытался как бы узнать в нём Райво. В итоге глаза у моего персонажа именно зелёные. Аутентичный ник «Райво» был конечно занят, однако свободен оказался ник с почти идентичным написанием «Раиво». Скажу честно, пару раз меня в инстах «узнавали». А ещё у меня появилась возможность даже «познакомить» этих двух персонажей.
Теперь вот думаю над костюмчиком для трансмодификации, может подскажет кто? :)